Четырнадцатый километр МКАД. Под старой вывеской «Садовода» и Птичьего
рынка притаился Маленький Черкизон, так теперь называют китайский вещевой рынок
довольные покупатели. Радуются они тому, что живут далеко от этого места, и
тому, что продавцы, хотя по-русски говорят плохо, но это скорее достижение, чем
недостаток.
Женщина:
«Тут чище, культурнее, нет насмешек, я не знаю, с чем это связано, там
хохмили мужчинки, но здесь даже галантные, даже стульчик предлагают, когда надо
мерить ножку»
Чтобы дойти до Птичьего рынка, а от него остался один павильон, надо пройти по
всему великому шелковому пути «китайского оптового». На первом плане торговля
всем от тапочек до шаурмы, на втором, за вывеской «ремонт» — стройка уходящих в
бесконечность торговых рядов.
По-русски «офис», а на местном — шесть иероглифов. На только что выстроенных
павильонах продают не вещи, а места. Одна торговая точка — сто тысяч рублей,
один контейнер — восемьдесят тысяч долларов. И покупать это надо не у
администрации рынка, а у китайцев. Местным старожилам, продающим рыбок и
щенков, остается облизываться, завидовать и жаловаться.
Мужчина:
«Только Черкизовский все, больше никого здесь не осталось, у меня осталось
пару знакомых, которые здесь торговали, их выгнали, потому что проще держать их,
они платят большие аренды, с ними выгодней работать»
От садовода тоже осталось немного. Чуть-чуть торгуют пихтами у парковки, но в
основном всё, что нельзя носить, стирать и примерять, продается в одном
павильоне. Аренда в нем небольшая, так что, за малым исключением, торговцы
довольны.
Женщина продавец:
«Нас совсем не осталось, все теплицы сломали, осталось вот это здание»
Женщина покупатель:
«Садовода как такового нет, нет этих ангаров, где все можно было приобрести,
а сейчас только разовая рассада»
Буквально за год трудолюбивая поднебесная построила на новом месте «Нью
Черкизон» и похоже не намерена возвращаться на прежнее место. Казалось бы,
разницы никакой, все равно основной доход — оптовая торговля. Хотя мотивы
китайского продавца так же загадочны, как и потребности наших покупателей,
которые ходят на рынок словно на экскурсию.
Алексей Гвоздев, Альфред Оя, Дарья Уголькова, Михаил Комиссаров
Телеканал РЕН